Согласно ст. 117 «Недвижимое и движимое имущество» Гражданского Кодекса Республики Казахстан к недвижимым вещам приравниваются подлежащие государственной регистрации морские суда, суда внутреннего водного плавания, суда плавания «река-море».
Т.е. в соответствии с казахстанским законодательством оценка судов, оценка танкеров, оценка нефтеналивных судов, оценка траулеров, а также оценка прочих водных судов и плавсредств, регистрируемых в Казахстане проводится как оценка недвижимого имущества.
Водные суда и плавучие средства подразделяются на следующие 9 классов:
- 1. Сухогрузные суда.
- 2. Суда для перевозки жидких грузов - танкеры и нефтеналивные суда.
- 3. Пассажирские, грузопассажирские суда и паромы.
- 4. Обслуживающие суда.
- 5. Научно-исследовательские суда - суда для океанографических и пелагических исследований (суда для исследований в толще воды - батискафи и пр.), картографические суда, суда для контроля окружающей среды, учебные и тренировочные суда, суда сейсморазведки и т.п.
- 6. Суда технического флота.
- 7. Технические средства для освоения минеральных ресурсов океана - для проведения глубоководных работ, добыче и отгрузки углеводородов и т.п.
- 8. Промысловые суда.
- 9. Военные суда - линкоры, эсминцы, крейсеры, ракетоносцы, минные тральщики, минные заградители, авианосцы, авианесущие крейсеры, вертолетоносцы, подводные лодки - субмарины и пр.
Порядок расчета рыночной стоимости при оценке судов и оценке плавучих средств можно сопоставить с алгоритмом расчета стоимости при оценке машин и оборудования. Процесс оценки судов делится на три этапа:
- 1. Cбор исходной информации.
- 2. Расчет стоимости с применением различных подходов.
- 3. Согласование результатов и подготовка заключения об итоговой стоимости.
Каждое водное судно и плавучее средство (корабли, паромы, катера, яхты и т.п) имеют определенные, присущие им характеристики, которые влияют на спрос и рыночную стоимость. Как и при оценке недвижимости характеристики, которые следует учитывать при оценке судов делятся на два класса:
- 1. Правовые.
- 2. Технико-эксплуатационные.
При оценке водного морского и речного транспорта следует учитывать следующие правовые характеристики:
- 1. Право собственности на судно.
- 2. Регистрация в реестре.
- 3. Наличие или отсутствие обременений.
При оценке водного морского и речного транспорта следует учитывать следующие технико-эксплуатационные характеристики:
- 1. Применительно к оценке сухогрузных судов: грузоподъемность, эксплуатационная скорость, грузовместимость для сыпучих грузов и т.п.
- 2. Применительно к оценке буксиров, оценке ледоколов и оценке служебно-вспомогательного флота: единицы производительности, водоизмещение, мощность главных двигателей и т.п.
- 3. Применительно к оценке промысловых судов - оценке траулеров: объем трюма, тяга на ваерах при тралении, эксплуатационная скорость.
Казахстанская оценочная компания ТОО «NPV» (НПВ) оказывает услуги независимой оценки водного морского и речного транспорта, оценки траулеров, оценки танкеров, оценки плавсредств в г. Алматы и в Республике Казахстан, а также для Заказчиков из ближнего и дальнего зарубежья. Специалисты компании имеют богатый опыт оценки танкеров, оценки нефтеналивных судов, оценки сухогрузов и оценки рыболовных траулеров.